Среди коренных народов Западного Кавказа можно выделить один особый, близкородственный и абхазам, и адыгам, и в равной степени самостоятельный и сохранявший свою независимость – убыхов.
Убыхи жили на прибрежной и горной территории между реками Шахе и Хоста, гранича на западе с адыгским племенем шапсугов, а на востоке – с западноабхазскими племенами.
Как самоназвание у убыхов бытовали «туахъы» и «абза» (отсюда, вероятно, и турецкий и арабский термин «абаза», распространявшийся не только на жителей Абхазии, но и на большую часть населения от р. Ингур до Анапы).
Убыхи разделялись на несколько обществ, тесно связанных и постоянно контактировавших друг с другом – собственно горные убыхские общества (верховья р.Сочи), Субешх, или Субаши, (нижняя часть бассейна р.Шахе), Вардане (приустье р.Лоо), Саше, или Соча, (территория современного г.Сочи – от этого слова и происходит название города), а также более малочисленные Хизе, Псахе, Хамыш.
В ряде обществ с убыхами совместно проживали шапсуги (Субешх) и абхазы- садзы (Хамыш). В убыхских обществах руководство осуществляли князья. Так, в горских обществах и в Субешх несомненных авторитетом пользовался род Берзек, в обществе Саше главенствовали Аублаа (Облагу), а в Вардане – Дзиаш (Дзейш).
Народ убыхов не отличался большим числом – средние цифры всего населения составляли примерно 25-40 тысяч (однако, по данным А. Берже с 1858 по 1865 год в Османскую Турцию выселилось убыхов 74456 человек). Но, несмотря на малочисленность, они славились необычайной организованностью и воинственностью.
В древние времена убыхи исповедовали традиционную религию с монотеистической основой и значительным влиянием греческого христианства. Но постепенно, под влиянием вернувшихся из Ближнего Востока земляков- мамлюков и османов, обосновавшихся в Причерноморье, убыхи становятся мусульманами.
Об этом однозначно свидетельствует о, что многие из их лидеров в первой половине XIX в. совершали хадж в Мекку (убыхские лидеры Хаджи Керантух Берзек в 1839, Хаджи Исмаил Берзек в 1846 году). Однако уже в конце XVIII в. убыхи хоронили по исламской традиции – сохранилась эпиграфическая надпись на могильной плите из Сочи: «Барзека Мухаммед-аги умершая дочь Хавва. Душе ее Фатиху! 1207 г.» (т.е. 1792-1793 годах).
В это время убыхи уже выполняли намаз, о чем свидетельствует факт наличия молитвенных ковриков, описанных польским революционером Теофилом Лапинским (Тевфик-беем), находившимся среди коренного населения Причерноморья.
Интересный факт – в ответном письме на письмо из военного лагеря царских войск убыхи называли «…казанских и других татар» своими братьями по вере.
Что случилось?
С 1817 по 1864 год Российская империя вела практически не прекращающиеся военные действия на Кавказе. Некогда свободных горцев принуждали присягнуть на верность царю с помощью армейских частей. И лишь один народ отказался принять российское подданство, хоть и признал свое поражение. Это убыхи, о ратной доблести которых другие кавказцы слагали легенды. После проигранной войны независимые и гордые люди оставили свои исконные земли победителям, а сами эмигрировали в Османскую империю, расселившись преимущественно в провинции Анатолия. Постепенно они были ассимилированы, практически забыв родной язык и культуру. И в России такой национальности официально не существует.
Война с Российской империей
Как писал генерал Михаил Лорис-Меликов (1824-1888 гг.), жители Кавказа уважали убыхов за их венную доблесть, смелость и упорство. Даже считалось, что храбрости можно научиться, если пожить среди представителей этого народа. Они составляли своеобразную гвардию, боевую элиту в любом войске, объединявшем разные кавказские этносы. Убыхи категорически не принимали саму возможность капитуляции перед превосходящими силами противника. Они стремились объединить соседние народы, чтобы вместе противостоять Российской империи. А в июне 1861 года последний убыхский князь Хаджи Керантух Берзек даже предпринял отчаянную попытку создать государство, в состав которого вошли бы адыги, абхазы и абадзехи. Неподалеку от Сочи был созван народный меджлис (собрание), но идею консолидации всех черкесских племен реализовать не удалась. Многие люди устали от долгой войны и решили смириться с неизбежным поражением. Примечательно, что эмиссары Османской империи активно подталкивали убыхов к вооруженному сопротивлению русским войскам, обещая военную поддержку братьям по вере.
Воинская честь, как ее понимали убыхи, не позволяла им сдаваться на милость победителям. Русские генералы настолько прониклись враждебными чувствами к противникам, неподдающимся ни на какие уговоры, что начали кампанию по очернению образа борцов за независимость. Руководству империи докладывалось, что убыхи не занимаются никакими мирными ремеслами, они только грабят соседей и торгуют рабами, поставляя «живой товар» в Османскую империю. Дескать, это не земледельцы и скотоводы, а сплошь – бандиты. В донесениях того времени российскими чиновниками намеренно занижалась численность этого народа, которая оценивалась всего в 3 тысячи человек. Убыхов представляли беспринципными людьми, подкупленными торгашами, действующими в интересах турков. В результате, руководство империи поставило перед целым народом ультиматум: присяга на верность государю или депортация с исконных земель. Убыхи предпочли второе. И в мае 1864 года в черкесском селении Кбааде (Красная поляна) состоялся победный парад русских войск, ознаменовавший окончание затяжной Кавказской войны.
Источник: Убыхи: почему эти кавказцы не захотели жить в России
© Русская Семерка russian7.ru
Источник: Убыхи: почему эти кавказцы не захотели жить в России
© Русская Семерка russian7.ru
Нодар Ломоури в «Истории Грузии» пишет: «Поход шаха Аббаса I в Кахетию, 100 000 убито, 200 000 угнано в Персию, зачищенные территории заселялись туркменскими племенами». Истребление грузин было его целью, и притом близкой: к моменту вхождения в Россию в Картли оставалось 60 000 … Меньше, чем на «полпохода» по «шкале измерения» Аббаса!
ОтветитьУдалитьСто лет «за гранью дружеских штыков» (Лермонтов) — и грузин 1,5 миллиона. Ещё семьдесят советских лет — и 5 миллионов…
Со времён Гамсахурдиа спорят: «Добровольно (полудобровольно, недобровольно) вошла Грузия в состав России?» И никто не задался вопросом: «А какая, собственно, Грузия?»
Ещё в 1490 году Дарбази (Совет) зафиксировал распад Грузии на три царства: Картли, Кахети, Имерети и княжество Самцхе. Позже из Имеретии выделились Мегрелия и Гурия. Представьте карту нынешней Грузии, разделённую вертикальными линиями на три части: Восток, Центр, Запад. В 1783 г. заключён Георгиевский трактат между Россией и Картли-Кахети — восточной третью нашего условного деления!
ОтветитьУдалитьОбращение царя Картли и Кахетии Ираклия II к императрице Екатерине II с просьбой о принятии его страны под покровительство России (21 декабря 1782 г.): «Всемилостивейшими Вашего величества указами повелено о принятии под всемилостивейшее Вашего величества покровительство нас и об отправлении войск для подкрепления нас. За таковые монаршия Ваши милости приносим всенижайшую нашу благодарность, и Ваше величество всенижайше осмеливаемся просить, дабы всемилостивейше повелено было отправить к нам войска в непродолжительном времени, чтоб милосердием Вашего величества могли мы избавлены быть от неверных».
В Картли оставались свои цари… Но после мучительных раздумий Павел I выполнил просьбу умиравшего Георгия XII и подписал 22 декабря 1800 г. Манифест о присоединении Картли-Кахети к России.
ОтветитьУдалитьПравославные грузины были спасены, но «грузинским приданым» России стал десяток войн с Турцией и Персией!
В 1810 г. в состав России вошла Имеретия (Центр). Позже, для обороны Картли-Кахети-Имерети от постоянных набегов, пришлось отвоёвывать у турок Гурию (1828), Сванетию (1854), Мегрелию (1857), Абхазию (1864). И Аджарию. Значительную часть мусульманского населения приходилось выселять в Турцию, что было тягостнее любой военной кампании, двадцати сражений! Так Россия составляла свою «грузинскую губернию»…
В 1812-м генерал Котляревский с двумя тысячами воинов разбил при Асландузе 30 тысяч персов, шедших уже с английскими советниками и артиллерией. Сто с лишним лет грузины любовались на выставленные в Тбилиси трофейные пушки с литыми надписями: «От Короля (Англии) — Шахиншаху». Кстати, как прошёл юбилей того уникального, спасительного для Грузии сражения?! Хорошо бы для саакашвильего «Музея оккупации» разыскать тот трофей — английские пушки. Выставить рядом с нынешними телеграммами благодарности «батоно Мишико» англичанам.
ОтветитьУдалитьНо это — часть правды. Немалое приданое Россия всё же получила. Это — сами грузины. Вовлечение в российскую орбиту преобразило их характер. Прежние герои: царь-мученик Луарсаб, царские сёстры в гаремах, братья в евнухах, родители Луарсаба, — казнены. А после, в Российской империи, грузинские герои — генералы Цицианов, Багратион!
Грузины не были робко ждущими своего освобождения — сотни генералов, тысячи героев-воинов! Есть и ряд, где Баланчин, Церетели, Данелия, Иванишвили, — если уж перечислять всех, чьей «площадкой реализации» стала Россия…
Однако в тяжёлую для своей спасительницы-России эпоху некоторые проявили прыть: генерал Мазниашвили занял в 1918 г. Сухуми, Гагры, Адлер, Сочи!
ОтветитьУдалитьА в 1919 г. в Париже на мирной конференции Грузия так мотивировала притязания на участок Сочи — Туапсе: «Присоединение к Грузии территории, которая принадлежала Грузии при царице Тамаре, не может вызвать возражений. После насильственного выселения отсюда в XIX веке местных кавказских племён этот край уже не имеет определённого этнографического характера».
Замечательны нахальство (до Туапсе!) и детская наивность впервые попавших на международную конференцию. Там, конечно, выслушают даже самых пёстро одетых делегатов, хоть с кольцами в носу, только переглянутся за их спиной… Апелляция к древним царствам и героям? Македония в границах царя Александра? Тому делегату в Париже-1919 заглянуть бы «в историю»: ровно во времена Давида/Тамары Дания владела всей Англией.
В общем, такая получается притча: некто Ираклий, убегая от бандитов Османа и Аббаса, теребит стоящего у дороги Ивана за штанину: «Спаси! И прибери вот: от моей иномарки остались руль, приборная доска и запаска!»
Через 27 лет ещё некто Григол, спасаясь, вручает Ивану раму с карбюратором: «Всё равно отымут, окаянные, да ещё меня прибьют!»
А через два века некий Мишико звонит правнуку того Ивана: «Я плэмянник правнучатый спасённого Ираклия! Гдэ мой мэрс, новый, на ходу, полный бак, ну и затонированный, канэчно!»