World Map

воскресенье, 27 мая 2018 г.

Смерть Эзопа и Лк 4:16-30




В Евангелии от Луки (4:16-30) Иисус произносит проповедь в синагоге в своем родном городе Назарете, в результате чего присутствующие пытаются убить его. Здесь содержание учения Иисуса раздражает его еврейских слушателей по причинам, которые очень схожи с причинами в «Жизнеописании Эзопа», где дельфийцы разозлились на баснописца Эзопа, когда он говорил в храме Аполлона в Дельфах. Эти причины Фройлих обсуждает в своей статье [Margaret Froelich. «‘You Are to Be Thrown from the Cliff’: Insult and Disputed Identity in Luke and the Life of Aesop»]. Смерть Эзопа (которая является одной из самых ранних сюжетных линий «Жизнеописания») заслуживает внимания за его способ смертной казни. Дельфийцы предлагают Эзопа сбросить с обрыва по обвинению в святотатстве:
«Дельфийцы пришли к Эзопу и сказали: Сегодня ты будешь сброшен со скалы: так порешили мы тебя казнить за святотатство и злоязычие, ибо погребения ты не достоин. Приготовься к смерти... Но дельфийцы его не послушались и потащили его на скалу... И тогда Эзоп проклял их, призвал Феба, водителя Муз, в свидетели своей неповинной гибели, бросился вниз с края обрыва и так окончил свою жизнь.
А дельфийцев потом постиг голод, и оракул Зевса вещал им, что они должны искупить убийство Эзопа. Об этом услышали люди и по всей Элладе, и в Вавилоне, и на Самосе и отомстили за Эзопову смерть» (Жизнеописание Эзопа. Перевод М. Л. Гаспарова).
Итак, как я уже обсуждал, почему, как и другие популярные художественные биографии, смерть Эзопа в «Жизнеописании» характеризуется как образец несправедливой смерти с последующим божественным оправданием. Эзоп казнен, потому что его незаконно обвинили в краже утвари из храма Аполлона в Дельфах, но после этого инцидента Зевс посылает дельфийцам голод, чтобы оправдать смерть Эзопа. Подобным же образом Александра Великого предает его наместник Антипатр в «Истории Александра Великого», который убивает его, посылая Александру яд, содержащийся в свинцовом сосуде. Но смерть Александра оправдывает темный туман, наполняющий воздух во время его смерти в Вавилоне, и сотрясание бронзовой статуи Зевса в Вавилоне. Гесиод в «Состязании Гомера и Гесиода» предан хозяевами, у которых он гостил, они его убили и бросили его тело в море, но Зевс посылает молнии, чтобы потопить их корабль. На «третий день» после его смерти дельфины вынесли тело Гесиода на берег.
Итак, распятие Иисуса и его оправдание Богом после смерти в Евангелиях имеют параллели со всеми приведенными выше примерами: подобно Эзопу, Иисус был приговорен к казни в Храме, в важном с точки зрения культурных традиций месте, поскольку храм Аполлона в Дельфах был почти так же важен для греков, как еврейский Храм в Иерусалиме для иудеев; тьма при смерти Александра и сотрясание статуи Зевса очень похожи на полуденную тьму при распятии Иисуса и разрыв завесы в иудейском Храме; тело Гесиода, которое дельфины вынесли на берег на «третий день» после его смерти, очевидно, разделяет мотив «третьего дня» с воскресением Иисуса.
Однако я не понимал до выступления Фройлих, каким образом смерть Эзопа параллельна другому эпизоду в Евангелиях, а именно покушению на жизнь Иисуса в Евангелии от Луки 4:16-30. Когда иудеи, слушая проповедь Иисуса, приходят в ярость, они пытаются скинуть его со скалы, что очень похоже на казнь Эзопа. В стихах 24-30 говорится:
И Он сказал: «истинно говорю вам: ни один пророк не бывает принят в отечестве своем. Поистине же говорю вам: много было вдов во дни Илии в Израиле, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался голод великий по всей земле, и ни к одной из них не был послан Илия, а только в Сарепту Сидонскую к женщине-вдове; и много было прокаженных в Израиле при Елисее пророке, и ни один из них не был очищен, а только Нееман Сириец».
И исполнились все ярости в синагоге, услышав это, и встав, выгнали Его вон из города, и повели до обрыва горы, на которой построен их город, чтобы сбросить Его. Он же, пройдя посреди них, пошел Своим путем.
Фройлих обсудит в предстоящей статье исторические, социологические и литературные причины, по которым эта сцена у Луки, вероятно, основана на известном способе смерти Эзопа… Кроме того, эта конкретная параллель может означать, что Евангелие от Луки было знакомо с «Жизнеописанием Эзопа» (возможно, с более ранней версией, чем наши сохранившиеся отредактированные тексты).
Отрывок статьи Matthew Ferguson, «Margaret Froelich on the Death of Aesop and Luke 4:16-30» взят с сайта Κέλσος  и переведен сообществом Библеистика

2 комментария: